Ещё совсем недавно суда –автомобилевозы перевозили то, что приносило в казну государства сотни миллионов долларов ежегодно, а ещё кормило целый регион. Сегодня нет ни поступлений в казну, на улице оказались десятки тысяч безработных, а специализированные суда поставлены на прикол.
Черниговка, приморское село в 150 км. От Владивостока. Через населенный пункт проходит федеральная трасса М60. Вдоль трассы –кафе, шиномонтажники, АЗС, маленькие автомагазинчики, в которых перегонщики японских автомобилей оставляли не маленькие, по сельским меркам суммы.
"Объем работ в Январе сократился примерно на 50%, соответственно наполовину снизились и доходы", прокомментировал ситуацию Сергей, работник одной из таких шиномонтажек.
И это только на трассе Владивосток – Хабаровск, с её относительно интенсивным движением. Что же говорить тогда о "федералке" Хабаровск –Чита, где кроме перегонщиков никто почти и не ездит. Тамошние поселки практически полностью зависят от дорожного трафика, который после января резко упал, а в перспективе и вовсе грозит сойти на нет.
В скором времени начнут закрываться автомастерские, специализирующиеся на кузовном ремонте, так как значительную часть своего дохода они получали от придания машинам "товарного" вида при подготовке к продаже.
В настоящее время люди, занятые в автобизнесе и в одночасье потерявшие работу, перешли на максимальную экономию средств. Отложены планы на дорогие покупки и поездки в отпуска. Сейчас есть резервы протянуть на сбережения около года, что потом - не ясно. Работы, которая бы позволила обеспечить семьи всем необходимым, в Приморье нет.
Летом 2008 года в торговом порту Владивостока появилась новинка – автоматический парковочный комплекс, установленный компанией "Владивостокский автомобильный терминал". Его приобретение было вызвано нехваткой мест на складах временного хранения автотранспорта. Компания планировала окупить вложения в течении двух лет, но….Владивосток предполагает, а Москва располагает.
Раньше дальневосточники покупали "Toyotа" напрямую у японцев, а теперь посредники в лице сборщиков и перепродавцов просто хотят "срубить бабок". Перекрытие независимого канал импорта разумеется прикрыто псевдо патриотической риторикой. – считает Роман К., один из продавцов "Зеленого угла".
"Говоря о повышении пошлин до 35 процентов в правительстве мягко говоря лукавят. Если я покупаю машину на японском аукционе машину за 7000$ и ровно столько же 7000$ оставляю на таможне, то сколько процентов составляет пошлина от цены автомобиля?" - говорит "зеленщик" Константин Ф.
"Итоги минувшего января демонстрируют снижение грузооборота на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, - сообщил зам. Генерального директора ОАО "ВМТП" Вячеслав Екимцев. В январе 2008 года портом было обработано 13691 единица импортного автотранспорта, а в январе 2009 года -2460 авто. Причем в эту цифру попали и подзадержавшиеся с оформлением машины, оформлявшиеся в начале января ещё по старым пошлинам.
По данным Сахалинской таможни за два зимних месяца было ввезено 55 авто, т.е. по 1 машине в день.
От действий правительства РФ пострадала и японская сторона, которая в начале года сделала заявление о несовместимости принципов свободной торговли с возведением торговых барьеров. Однако, переживать за японскую экономику не приходится, с их мощной индустрией ресайклинга нет никаких сомнений, что образовавшимся излишкам найдут применение.
Напомним, что автобизнес в Приморье начался после закрытия оборонных предприятий. Государство не протянуло руку помощи и люди сами нашли способ выживания. Была постоена сеть шиномонтажек, автомастерских, магазинчиков у дорог перегона автомобилей. Автобизнес Приморья создал рабочие места по всему Дальнему Воcтоку.