Минфин в 2009 году может поделиться с субъектами резервным фондом
ВЛАДИВОСТОК, 27 ноября, PrimaMedia.Совет федерации одобрил, а президент Дмитрий Медведев подписал вчера, 26 ноября, закон, реализующий налоговые инициативы Владимира Путина — прежде всего сокращение ставки налога на прибыль на 4%. Сенаторам, обеспокоенным тем, что экстренное снижение налогов происходит в том числе за счет уже сверстанных региональных бюджетов, Минфин пообещал компенсацию потерь регионам. Чтобы сделать это, а также сбалансировать доходы и расходы федерального бюджета, Алексей Кудрин готов потратить в 2009 году до 1 трлн. руб. из резервного фонда. Всего неделю назад вице-премьер называл вдвое меньшую сумму, требуемую на такую поддержку, сообщает "Коммерсантъ".
Иинициированный Владимиром Путиным закон о внесении изменений в Налоговый кодекс был без лишних вопросов одобрен сенаторами и спустя всего несколько часов подписан Дмитрием Медведевым. Речь идет о снижении ставки налога на прибыль с 2009 года с 24% до 20%, о праве компаний уже 28 ноября 2008 года перейти на уплату этого налога исходя из фактически полученной прибыли, об утроении амортизационной премии и удвоении имущественного вычета для приобретателей жилья.
Совет федерации как палата регионов поинтересовался у Алексея Кудрина ценой вопроса для бюджетов субъектов РФ. Ответа, однако, сенаторы не получили. Пока Минфин определил лишь предельную сумму выпадения доходов для всей бюджетной системы — 556 млрд. руб. Их них потери из-за снижения ставки налога на прибыль составят 400 млрд. руб., налога на малый бизнес — 13 млрд. руб., от увеличения амортизационной премии — 100. млрд руб., налогового вычета для физлиц — 44. млрд руб. По словам замглавы Минфина Сергея Шаталова, после уточнения в декабре макроэкономического прогноза итоговая цифра "скорее всего будет скромнее".
Исходя из цифр Минфина, бюджеты регионов могут недосчитаться 140-150 млрд. руб. — от введения новаций по пополняющим казну субъектов налогам на малый бизнес и на доходы физлиц, а также от увеличения амортизационной премии (после снижения ставки налог на прибыль станет на 88% региональным). На практике, впрочем, потери будут меньшими — сейчас они рассчитаны из гипотетического стопроцентного применения амортизационной премии предприятиями и из малореальной возможности граждан полностью "освоить" увеличенный вычет по жилью уже в первый год его предоставления.
Заявления представителей Минфина о том, как будут компенсироваться эти потери, пока туманны. Сергей Шаталов говорил о возможности передачи на региональный уровень федеральной части акциза на алкоголь или моторное топливо. Алексей Кудрин заявлял о возможности прямых вливаний из резервного фонда. Пока Бюджетный кодекс не позволяет правительству делиться с территориями нефтегазовыми сверхдоходами, однако Алексей Кудрин сообщил о возможности внесения необходимой правки в законодательство.
По его словам, в 2009 году правительству придется потратить из резервного фонда более 1 трлн. руб. — как на налоговую компенсацию регионам, так и для наполнения нефтегазового трансферта, финансирующего расходную часть федерального бюджета. Как ранее пояснял вице-премьер, тратить резерв на текущие расходы придется при снижении цены нефти ниже 50 долл. за баррель. Сейчас размер фонда составляет 3,6 трлн. руб. (10% от прогнозировавшегося в начале бюджетного процесса ВВП 2008 года), и, по словам Алексея Кудрина, "эта серьезная подушка стабильности" будет работать более трех лет. Всего неделю назад, за день до обнародования налоговых инициатив Владимира Путина, вице-премьер называл иные цифры. На правительственном часе в Госдуме 19 ноября он обещал депутатам, что "подушки" хватит минимум на семь лет и что из резервного фонда в бюджет в 2009 году будет привлечено порядка 500 млрд. руб.
Как сообщает РБК daily, выравнивание бюджетной обеспеченности не должно быть самоцелью. Об этом предупреждает руководитель дирекции территориального развития ЗАО "АГК "РБС" Сергей Изместьев. Наибольший эффект, по его мнению, даст перераспределение налоговых поступлений в пользу регионов, а не предоставление им субсидий — "регионам надо дать "удочку", которая стимулировала бы развитие промышленности, производства товаров", что создаст условия для развития экономики страны. "Скорее всего речь пойдет об увеличении доли налога на прибыль, которая поступает в субъекты", — отмечает старший эксперт "ФБК-Право" Игорь Токарев. Но многие производства в регионах сейчас, по его словам, находятся на грани рентабельности или убыточны. Например, на Урале и в Поволжье это касается предприятий металлургии и машиностроения. "Изменения по налогу на прибыль для них мало полезны, — заключает Игорь Токарев. — Наиболее эффективными были бы межбюджетные субсидии для регионов, где сосредоточены производства, чтобы достичь максимального мультипликативного эффекта".