PrimaMedia PrimAfisha DVDELO Газета Новости АТЭС 2012 Конференции Старый Владивосток Vladivostok Times Работа Билеты Север ДВ Реклама на сайте

Потребительский бизнес-гид
Дальнего Востока
31.07.2008, 11:30 Эксперты предсказывают снижение цен на высокооктановый бензин
31.07.2008, 10:15 Тихоокеанский экономический конгресс во Владивостоке не оправдал ожиданий
29.07.2008, 16:45 Владивосток – "город, привлекательный для людей"
29.07.2008, 15:30 Мост на Русский уже начали строить
© 2006—2008, DVДЕЛО.RU

Сделано в ЦРТ

21 июля 2008, 10:15

  • Печать
  • Переслать
  • HTML TXT RTF PDF
  • Translate
  • Добавить новость
  • Написать в редакцию
  • Сделать закладку

Федеральная антимонопольная служба готова сократить штрафы за бензиновый сговор

После нагоняя от Владимира Путина Игорь Артемьев резко активизировал работу своего ведомства

ВЛАДИВОСТОК, 21 июля, PrimaMedia. Непрекращающийся рост цен на бензин и обнародованная неделю назад в адрес Федеральной антимонопольной службы (ФАС) премьером Владимиром Путиным угроза принятия кадровых решений заставили главу службы Игоря Артемьева вступить в торг с нефтяниками с целью остановить рост цен на авиационный керосин и дизтопливо, пишет "Независимая газета".

В пятницу он заявил, что готов учесть добровольное снижение цен на топливо как смягчающий фактор при назначении штрафов компаниям, виновным в их росте. В противном случае чиновник пригрозил уличенным в ценовом сговоре компаниям штрафами от 1 до 15% их годового оборота. Эксперты сомневаются в действенности и торга, и угроз. На аргументы ФАС у нефтяных компаний имеются контраргументы и лоббистские возможности.

"ФАС пора наконец проснуться и активно и эффективно выполнять свои функции", – заявил Путин 11 июля в Северодвинске на совещании, посвященном проблемам развития нефтегазового комплекса, уточнив, что в противном случае будут приняты "соответствующие кадровые решения". Гнев Путина вызвал тот факт, что с начала года билеты на самолеты российских авиалиний подорожали на 20–30%, а авиакеросин стал дороже, чем в США и Евросоюзе.

"Мы получили заряд бодрости, а лично я – большой прилив сил", – заявил в ответ на критику Артемьев. 15 июля ФАС сообщила о возбуждении дел по фактам злоупотребления доминирующим положением на рынке в отношении пяти крупнейших компаний – "ЛУКОЙЛа", "Газпром нефти", "ТНК-ВР Холдинга", "Роснефти" и "Сургутнефтегаза". Компании подозревают в установлении монопольно высоких цен на авиакеросин и дизельное топливо. Всего начиная с 5 июля в суд было передано около 20 подобных дел.

"Если сейчас компании не согласятся снизить цены, что было бы смягчающим фактором при назначении штрафа, они получат огромные штрафные санкции в размере от 1 до 15% годового оборота компании за пройденный год", – пригрозил нарушителям Артемьев в пятницу.

Напомним, что чуть больше года назад крупные компании могли не беспокоиться о последствиях злоупотреблений, так как максимальный штраф за подобные нарушения составлял 500 тыс. руб. Однако 13 мая 2007 года вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающий штраф до 4% годового оборота за предыдущий год или от 1 до 15% оборота на рынке, где было совершено нарушение. Срок адаптации к новым правилам уже прошел, так что теперь в абсолютных цифрах штраф может достигать 1 млрд. руб. Это ужесточение приблизило российское законодательство к нормам европейских стран, в которых штрафы за сговор достигают 8–10% от оборота компании-нарушителя.

По мнению руководства антимонопольного ведомства, первопричина опережающего роста топливных цен заключается в изъянах таможенно-тарифной политики, в частности, в отношении экспортных пошлин на нефтепродукты. "У нас эти пошлины являются слишком низкими, нефтяным компаниям гораздо выгоднее продавать за границей, – считает Артемьев. – Нужно вводить сезонные пошлины на дизельное топливо, преграждая экспорту дорогу в период посевных кампаний весны и лета каждого года".

Впрочем, эксперты не согласны ни с выводами главы ФАС, ни с эффективностью принимаемых мер. "На добровольное снижение цен никакая из компаний скорее всего не пойдет, а их руководители будут всячески обосновывать повышение объективными причинами", – уверен ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. – Во-первых, они напомнят ФАС о том, что, несмотря на то что Владимир Путин еще полтора месяца назад пообещал снизить налоговую нагрузку с сектора, ничего в этом направлении пока не сделано. Во-вторых, продолжается быстрый рост мировых нефтяных цен. И наконец, государство настаивает на увеличении добычи нефти, в то время как затраты на ведение нефтяного бизнеса увеличиваются очень быстро".

Защищая свои интересы, полагает Баранов, нефтяники будут "всячески использовать имеющиеся у них лоббистские ресурсы и давить на ФАС". "С учетом того, что они осуществляют поставки Минобороны и другим ведомствам, нефтяники всегда могут предложить государству договориться выгодным для себя образом", – считает Баранов. При этом ссылки на изъяны экспортно-импортной политики по меньшей мере некорректны. "На Западе – надежные потребители и выгодные контракты, за которые наши компании стабильно получают валютную выручку, часть которой могут оставить за границей в рамках схем минимизации налогов", – отметил Баранов, добавив, что речь не идет о том, что в стране есть дефицит бензина, и его стоимость для того же сельского хозяйства высока из-за низкой платежеспособности. "Имело бы смысл создать большую конкуренцию между нефтяными компаниями внутри страны, – предлагает аналитик. – Можно ввести налоговые льготы тем компаниям, которые, например, поставляют топливо крестьянам с рассрочкой платежа, но вводить сезонные пошлины – бессмысленно".

В свою очередь, старший аналитик по нефти и газу Альфа-банка Ширвани Абдуллаев считает, что угрозы Артемьева скорее всего серьезны, так как они идут сверху и политически мотивированы. "Другое дело, что пока рано говорить о том, какие цифры штрафов будут в конечном счете озвучены, так как не ясна сама процедура санкций", – отметил аналитик. Основная проблема, по его мнению, заключается в том, что у государства пока нет ни внутренней, ни внешней прозрачной энергетической политики. "До сих пор не ясно, что власти собираются делать, – сетует Абдуллаев. – То ли развивать не зависящую от нефти экономику, создавая ситуацию, при которой внутренние топливные цены ниже, чем за рубежом, либо совсем отказаться от разного рода субсидий и в таком случае беспокоиться только о монопольных нарушениях. Во втором случае необходимо заставить российскую промышленность конкурировать на честных условиях, и, например, было бы целесообразно запретить производителям нефтепродуктов их продавать, то есть разделить функции производства и распределения, заставляя компании более жестко конкурировать на рынке".


Комментарии
Имя:
E-mail:
Введите код: осталось:
Ежедневные Новости
  • Финансы про запас
  • Кредиты: почему мы берем кота в мешке?
  • Руслан Кондратов: бревно в глазу
  • Жители Лесозаводска выиграли у партии власти со счетом 57% против 41%
  • Николай Ашлапов: Отставить некорпоративные разговоры!
  • Во Владивостоке началась война не на жизнь. А за жильцов
  • Мэр Дальнегорска Григорий Крутиков вводит крутую цензуру
  • Длинномеров на дорогах Владивостока меньше не станет?
  • Новый энтеровирус атакует Приморье!
  • 19%
Другие новости
1.08.2008, 12:30 Кредитный портфель ПРОМСВЯЗЬБАНКА по предприятиям малого и среднего бизнеса превысил 16 млрд рублей
1.08.2008, 10:15 Госслужащих обяжут сообщать о фактах коррупции среди их коллег
1.08.2008, 10:00 Медведев запретил "кошмарить" бизнес
1.08.2008, 10:00 Строительство новых электростанций в России под угрозой
1.08.2008, 09:45 Список участников Международного конгресса рыбаков увеличивается с каждым днем
1.08.2008, 01:15 Приморские рыбаки увеличивают объемы вылова
31.07.2008, 13:00 Во Владивостоке закончились дорожные чеки American Express
31.07.2008, 12:15 Китай намерен активизировать сотрудничество с Россией в деревоперерабатывающей отрасли

Опрос

Как вы думаете, что из перечисленного является проблемой номер один для малого бизнеса в вашем родном городе (населенном пункте)? (можно прислать свой вариант)










Текущие результаты