Про президента группы компаний "Альфа" говорят: "Честность и обязательность - у него в крови"
ВЛАДИВОСТОК, 18 июля, PrimaMedia.
Два месяца назад Ассоциация промышленников Франции за достойное качество предоставления услуг и добросовестное исполнение своих обязательств вручило награду приморской группе компаний "Альфа". Для кого-то это событие стало неординарным. Но только не для тех, кто знаком с президентом группы Русланом Булатовым. Про него говорят: "Честность и обязательность - у него в крови". Две черты, без которых нельзя добиться успеха в нелегком бизнесе. А бизнес Булатова — охрана. Интервью с Булатовым публикует дальневосточный деловой еженедельник "Конкурент".
- Руслан Владимирович, как инженер-технолог стал охранником?
- Так распорядилась судьба. Когда перевелся с Камчатки во владивостокский Дальрыбвтуз, стало понятно: на одну стипендию не прожить. Вот и устроился стажером-охранником. Потом затянуло...
- Золотое, наверное, время для охранников было? Так называемые ЧОПы возникали по всей стране?
- Вообще-то времена были дикие. Открыть бизнес без связей было невозможно, и почти у каждого предпринимателя возникала необходимость в охране. А ЧОПы? Становление охранного бизнеса только начиналось, не было никаких нормативных документов, правил. Да и конкуренция была не столь высокой, как сейчас.
- И тогда зародилась идея создать свою компанию?
- Для меня более важно, не когда создали, а почему. Дело в том, что основной костяк нынешних сотрудников группы компаний "Альфа" в 1994 - 1995 годах работал в таком легендарном предприятии, как Дальневосточный центр безопасности, которое специализировалось в основном на физической охране. А в этом виде охраны, может, как ни в каком другом, очень важен так называемый человеческий фактор. Кто-то не мог или не желал бороться со своими слабостями, которые мне совершенно непонятны: поиграть на компьютере, злоупотребить алкоголем, привести подружек, - то есть устроить на рабочем месте за счет заказчика небольшой бардак. Потом руководству приходилось выслушивать нелицеприятные вещи от клиентов. В определенный момент это все надоело, и решили создать свою компанию.
В 2000 году на свет появилось специализированное охранное предприятие "Альфа Секьюрити Систем". Затем разрослись. Изначально планировали заниматься только пультовой охраной. Но оказалось, что тогда в задачу многих наших партнеров, которые монтировали оборудование, входило только получить деньги и быстро уйти. Вопросы качества предоставления услуг и сервисного обслуживания оставались открытыми. А проблема эксплуатации охранных систем ложилась наши плечи. Например, плохо отрегулированный охранный датчик дает ложную тревогу. А это износ машин, напрасный расход топлива, излишние нервы сотрудников. В связи с этим мы создали подразделение "Альфа техникс", которое специализируется на монтаже охранного оборудования.
Прямой контакт
- Трудно было создать компанию?
- Непросто. Вложения только в первичную инфраструктуру очень велики. При абонентской плате в 3 - 5 тысяч рублей в месяц необходимо было набрать такое число клиентов, при котором не работали бы в минус. Была задача выйти хотя бы на нулевую рентабельность. Нам удалось это сделать за полгода.
- Почему решили сделать упор на техническую охрану?
- Потому что техника не пьет, не курит, не предает друзей и партнеров. Да и по цене подобная охрана предприятиям более доступна, чем физическая.
- Оборудование ведь недешевое?
- Согласен, недешевое. Более того, если сравнить охранные системы с автомобилями, можно сказать, что на нашем рынке по цене Toyota Crown предлагают "запорожец". Оборудование не самого лучшего качества, а стоит...
- Как решили эту проблему?
- Чтобы получить более качественный товар, необходимо работать напрямую с производителями. Только не российскими! В производстве систем безопасности Россия не сильна. Мы вышли на мировых лидеров охранного оборудования. Американская General Electrics, например. Тем самым вывели на приморский рынок продукцию достойного качества и по доступной цене. Как это ни парадоксально, но продукция, произведенная за рубежом, порой стоит значительно дешевле, чем отечественная.
- В Приморском крае существует проблема с привлечением иностранных инвестиций. Посоветуйте, как можно напрямую выйти к иностранному производителю?
- Мы делали так: выбрали лучшие предприятия и завели с ними переписку. Когда дело дошло до объемов и сроков, нам предложили приехать. Приехали. На их лицах было недоумение. Все-таки 14 часов лету, к тому же о существовании Владивостока большинство иностранцев даже не подозревают.
Нас восприняли как компанию, которая обеспечит выход их продукции не только на рынок Приморья, но и всей страны. Российский рынок при наличии здесь множества проблем с обеспечением охранными системами иностранцам оказался интересен. А наш интерес в том, что есть возможность получать продукт высокого качества от производителей.
- В Приморье часто говорят о необходимости иностранных инвестиций. При этом зачастую этим инвестициям ставят препоны.
- Нам не мешали, но некоторые проблемы были. В Госпожарнадзоре, например, не все прогрессивно смотрят на вещи. Три года назад мы первыми в России, в здании Дальневосточного банка, установили систему пожарной сигнализации "Килсен". В отличие от отечественного это оборудование более компактное и информативное и работает в самых экстремальных условиях. Госпожарнадзор настоятельно рекомендовал нам не использовать заумное оборудование. Они ошибались: ни одного сбоя за три года не случилось.
Контроль на трезвость
- "Альфа" концентрируется на технической стороне дела. Физическая охрана уже никому не нужна?
- Не совсем. По истечении определенного промежутка времени наши клиенты стали задавать вопрос: "Офисы и склады находятся под техническими средствами охраны. Это хорошо. Но нам нужны и посты с людьми. Вы предоставите эту услугу или обратиться к другим?". Идти к другим фирмам особого желания не было - клиенты видели, как мы работаем, знали цену и качество наших услуг. Кроме того, в 2003 году мы развернули спутниковый охранный комплекс "Цезарь сателлит" для автомобилистов. То есть сегодня предоставляем полный спектр услуг безопасности, в том числе и физической.
- Цена и качество - довольно условные понятия. Каждый трактует по-своему.
- Попробую объяснить на примере, допустим, ресторанного бизнеса. Есть некая градация: ресторан первой категории, закусочные и так далее. То же самое и в охранном бизнесе. Ценовая политика зависит от содержания услуги, ведения документации. Градация наблюдается в каждом направлении. Даже в так называемой пультовой охране все зависит от способа передачи данных: от GSM-канала (SMS-сообщение) до самого простого - проводная связь. А что такое телефонная связь во Владивостоке, знают все. Сеть часто занята. Эффективность действия "тревожной" кнопки под большим вопросом. Это дает возможность ворам совершить ограбление на рывок. То есть сорвать решетку с окна, заскочить, взять, что попалось под руку, и быстро выскочить до прибытия патрульного экипажа. А если все поставить, как надо, то никаких проблем не возникнет...
Раньше в городе пультовой охраной занималась вневедомственная охрана. Нагрузка была колоссальная: на 4,5 тысячи объектов приходилось всего четыре дежурные машины. В таких условиях качество обслуживания и скорость прибытия, сами понимаете, не самые лучшие. У "Альфы" на тысячу объектов работают восемь экипажей. Нагрузка гораздо меньше. Кроме того, от своих сотрудников добиваемся визуальных знаний об объектах. Что значительно облегчает работу.
- Среди работников попадаются "филонщики" и нарушители?
- Встречаются и такие, но мы с ними беспощадно боремся. Среди наших клиентов есть крупные предприятия, финансовые структуры. Ответственность очень высокая, поэтому дисциплина - основа основ. Пример: охранник чувствует себя не очень хорошо после вечеринки. Многие закрывают на это глаза. А у нас при заступлении на смену существует контроль трезвости. Абсолютно все проходят тест на алкоголь. Только после этого можно получить доступ к оружию и возможность заступить на объект.
Другой пример. Многие думают, что охрана - это возможность для чтива. В результате такого отношения можно потерять какие-то ценности. В компании есть отдел боевой подготовки, который несколько раз в месяц проводит неожиданные ночные и дневные проверки на охраняемом объекте, а также учебно-тренировочные занятия. Все это происходит по хаотичному графику. Сотрудник знает, что его могут в любой момент проконтролировать, но в какой именно - нет. Качество подтягивается.
- Часто в фильмах показывают, как прослушивают то или иное предприятие. Вы с этим сталкивались?
- Прослушивание может осуществляться только с санкции суда и только теми правоохранительными структурами, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью. Круг их строго ограничен, то есть даже не всякая силовая структура имеет право на прослушку.
Что касается нашего предприятия, у нас в штате 50 вооруженных сотрудников, которые в любой момент могут быть прослушаны. Это прерогатива государства, и никаких возражений мы не имеем. Скрывать нам нечего. Правда, есть оборотная сторона. С ней сталкиваются наши заказчики: желание поиметь что-то без особого труда толкает конкурентов на незаконную прослушку.
- Ваше хобби?
- Объем работы не оставляет времени на дополнительные увлечения. Редко удается вырваться с друзьями на рыбалку, охоту. Давно забыто увлечение книгами, к сожалению.
- Любимый исторический персонаж?
- Маршал Жуков. Простой деревенский парень сумел вырасти до таких высот. Внес колоссальный вклад в победу во Второй мировой войне и не согнулся под авторитарным режимом Сталина. Можно только снять шляпу.